Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил необходимость внесения изменений в Порядок назначения адвокатов, которые исключили бы возможность устанавливать на местах свои, противоречащие федеральному законодательству правила назначения адвокатов органами дознания, предварительного следствия или суда в соответствии со ст. 51 УПК РФ.
Член Совета АП г. Москвы Сергей Зубков рассказал о внедрении автоматизированной информационной системы (далее – АИС), которая уже работает в тестовом режиме, и об утвержденных правилах распределения поручений на участие столичных адвокатов в уголовном судопроизводстве. Первые месяцы работы с АИС выявили ряд проблем, в связи с чем субъекты, имеющие право направлять в адвокатскую палату требования о назначении адвокатов, просили продлить срок тестового периода.
Одна из ключевых проблем связана со временем прибытия адвоката для участия в судебных разбирательствах или следственных действиях, особенно неотложных.
В АП г. Москвы установили, что заявка, как правило, должна подаваться заблаговременно. Если речь идет о неотложных действиях, то принявший поручение адвокат обязан сообщить, когда он может прибыть в указанное место.
Однако имеют место случаи злоупотреблений, когда заявки на участие адвоката в действиях, явно не являющихся неотложными, подаются в последний момент.
Советник ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев сообщил, что ситуация осложняется категорическими требованиями правоохранительных органов как можно скорее установить единый федеральный порядок распределения поручений, в котором будут прописаны жесткие нормы по прибытию адвокатов к месту проведения процессуальных действий. В противном случае они обещают передать функции по выработке таких правил Правительству РФ.
По словам Михаила Толчеева, единый федеральный Порядок назначения адвокатов даже при использовании автоматизированной системы распределения заявок должен учитывать вариативность с учетом специфики регионов. Он передал в ФПА РФ свои предложения об изменениях в действующий Порядок назначения адвокатов.
Юрий Пилипенко напомнил, что адвокатское сообщество не было инициатором принятия нормы ст. 50 УПК РФ, согласно которой Порядок назначения адвокатов утверждается именно Федеральной палатой адвокатов. Вероятность того, что эти полномочия будут переданы Правительству, велика как никогда, заметил президент ФПА РФ.
Второй вопрос, обсуждавшийся на совещании, касался защиты персональных данных при обработке требования о назначении адвоката. В законодательстве, как отметила советник ФПА РФ Елена Авакян, «формулировки размыты». С одной стороны, согласно ст. 10 Закона о персональных данных, обработка персональных данных допускается, если она «необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия». С другой стороны, сведения о персональном составе ФСБ составляют государственную тайну, что позволяет засекречивать персональные данные следователей, хотя они должны считаться публичными фигурами.
Участники совещания высказали различные позиции относительно обработки персональных данных адвокатскими палатами. Было принято решение о создании рабочей группы, которая обобщит предложения о внесении поправок в Порядок назначения адвокатов. Подготовленный ею проект поправок будет представлен на рассмотрение на очередном заседании Совета ФПА РФ, которое пройдет в феврале 2019 г.